Допустим, вы хотите строить загородный дом или баню. Задача непростая, ответственная и дорогостоящая. Цена ошибки может быть довольно высокой. Как вообще из тысяч компаний и частных бригад выбрать именно ту самую?
Раньше, например, наличие сайта в интернете считалось чуть ли не гарантией качества компании. Тут уже не просто бригада, а нормальная такая контора, правда? Ведь абы кто сайт не заведёт же. Со временем стало понятно, что зачастую за сайтами компаний по строительству брусовых домов и бань вообще не стоят реальные строители — скорее просто продавцы, которые за процент от продаж привлекают клиентов. По сути — посредник, не производящий ничего полезного.
А как тогда узнать, какая строительная фирма лучше? Искать отзывы? На форумах отзывы сомнительные у всех — от восторженных (заказные? Ну а что, одна хвалебная ода на пару абзацев стоит до 300 рублей) до откровенно нецензурных (а вдруг конкуренты наговаривают?). Или приехать посмотреть выставочный дом? Да и так понятно, что для выставки построят более-менее нормально. Искать реальные объекты? Каким образом? Боже, как всё сложно.
Очень понимаю эти сомнения, они реально объективны. Так и что делать? Я думаю, что нужно смотреть на косвенные признаки:
- Публичность
Если компания не прячет лица своих сотрудников, это верный признак того, что она на рынке планирует быть серьёзно и надолго. Наглядный пример: фирма Good Wood — у них на каждом видеоролике директор компании, часто мелькют фото с плотниками и т.д. Да, это строительный гигант, они там могут позволить себе тратить деньги на качественный видеоконтент. Но даже такие небольшие фирмы типа моей (Строительная компания Дмитрия Глушакова), «Финский домик» или «Бани Лапина» стараемся находить время на написание стаей в блог, ведение инстаграма и YouTube-канала, чтобы потенциальные заказчики видели, с кем имеют дело.
- Видеоотзывы на фоне объекта
Печатные или письменные отзывы на фирменном бланке очень часто бывают пустышками. Услуги копирайтера стоят не так дорого, чтобы закупить себе пару десятков позитивных отзывов и разместить их на собственном сайте, на форумах, сайтах-отзывиках или Яндекс.Картах. Гораздо сложнее подделать видеоотзыв, когда клиент стоит на фоне своей бани и рассказывает о том, что понравилось или не понравилось. Есть нюанс — видеоотзывы клиенты по собственной инициативе оставляют неохотно и довольно редко рассказывают о негативных моментах. В основном содержание таких роликов примерно такое: «Спасибо фирме такой-то такой-то, всё сделали хорошо, рекомнедую». Но в любом случае даже такая короткая рецензия даёт понять — у ребят заказывают и даже вроде не бьют лопатой :)
- Фотографии построенных работ
Обратите внимание, как часто фирма публикует свежие работы в своих социальных сетях или на сайте в разделе «Портфолио», «Фото», «Наши объекты», «Фотогалерея» и пр. (называться могут по-разному). Редко когда есть возможность сделать профессиональные фотографии на хорошую технику, но в целом чисто визуально можно оценить качество объекта: обратите внимание на подробность фотоотчёта (чем больше ракурсов, тем лучше), близко или далеко сделан снимок (если нет фотографий, сделанных вблизи, это настораживает), есть ли фото внутренней отделки (досадные косяки чаще всего проступают именно в интерьере). Ещё один нюанс — водяные знаки. Я, например, очень слежу за тем, чтобы мои фото попадали в интернет только с водяными знаками (метками, накладывающимися на фото в виде логотипа). Чтобы ни у кого не возникло желание утащить мои работы на свой сайт, выдавая их за собственные. Так что если знаков нет, очень вероятно, что эти фото просто найдены на просторах интернетов. Ну или владелец изображений устроил аттракцион невиданной щедрости.
- Чёрные листы бригад
Такие тоже есть. Очень давно я пытался вести реестр ненадёжных строительных бригад и работников, с которыми сталкивался я лично или мои коллеги. До сих пор группа ВКонтакте «Чёрный список бригад и работников» живёт своей жизнью по сей день. Подобных списков и блэклистов полно в интернете — поищите.
- Повторные заказы
Добавить этот последний пункт меня заставил недавний случай: строили клиенту баню, а ему всё так понравилось, что он пришёл к нам и за беседкой (вот тут у меня фотоотчёт сделан). Понятно, что если бы мы накосячили с баней, повторно он бы к нам не пришёл. Но чтобы выцепить такую информацию, надо следить за новостями и соцсетями компании, которая приглянулась. В любом случае нельзя торопиться. Спешка неуместна. Да и чем больше по времени «маринуешь» фирму, атакуя звонками, письмами, комментариями и уточнениями, тем выше шанс получить хорошую скидку :)
Желаю вам не ошибиться с выбором, дорогие мои читатели.
С уважением,
Дмитрий Глушаков